Четверг, 24.08.2017, 04:01
Вы вошли как Неопознанный объект | Группа "Гости"Приветствую Вас Неопознанный объект | RSS

Live long and prosper!

Каталог статей

Главная » Статьи » Обзоры

«Звездные войны» против «Звездного пути»
или
«Лукас разрушил современность»
 Опыт контроверсии

Звездный путьЗвездные войны














Майкл Линд (Michael Lind) – американский писатель-фантаст, поэт и преподаватель в сфере политики, истории и политэкономии, опубликовал статью «America in the age of primitivism» в которой утверждает, в частности, что США вместе с остальным миром резво погружается в пучины неомистицизма, предрекая мировой истории очередные Темные Века. Статья необыкновенно эмоциональная, со спорными утверждениями и откровенными проколами («Nazi racism, like Soviet communism, was justified by appeals to pseudoscience» - т.е. автор фактически приравнивает нацизм к национализму на почве известной любви Гитлера к псевдоистории), но, тем не менее, очень и очень интересная рядом высказанных идей, в частности о взаимовлиянии масс-медиа и общественного сознания. Само по себе утверждение относится к тривиальным, но конкретный пример такого взаимодействия заставил меня перевести и вынести статью, а также порожденный ею отклик, на обсуждение.

мистицизмM.L.:«…Мы, очевидно, живем в период возрастающего иррационализма, который пронизывает нашу политику. …И можно определить время, когда это началось. …Наша регрессивная эра лучше всего воспринимается  по контрасту со временем, ей предшествующим.  С 19 века до 1970-х религия и традиционализм отступали перед развитием науки и современности, символизируемой гигантскими бюрократическими организациями в правительстве и индустрии. Большие идеологические битвы двадцатого века происходили между  светскими политическими течениями, единогласно признающими  главнство науки и развитой технологии. Пока либералы и марксисты вешали на флагшток Просвещение 18-го века, как источник  американской и французской революций, Муссолини и Гитлер осудили Просвещение, но не отринули науку.

Вследствие мировых войн США и другие либеральные демократии перестроились, стремясь к облику современного, технологичного, прогрессивного общества, которое предлагает более высокие стандарты жизни для масс, чем какое-либо общество ранее. Постепенно они либерализуют свою культуру, подчистив остатки государственного церковного контроля, разделив меритократию и аристократию и уничтожив кастовую систему. Они посвящают себя великим инженерным проектам:  гидроэлектростанциям, атомной энергетике, трансконтинентальным шоссе и освоению космоса.

И вдруг, внезапно, люди устют от современности и пытаются сбежать назад в прошлое.

С одной стороны, технологический оптимизм замещается руссоистским романтическим примитивизмом. В 1970-х гуру «Зеленых»  Эймори Ловинс поднял лозунг, гласящий, что «тяжелая» энергетика, ядерная энергетика – плоха, и призвал свернуть на «мягкий путь» гидроэнергетики, ветроэнергетики и солнечных энергостанций. Другие романтики-«Зеленые» решили, что даже гидроэлектростанции вредны, так как дамбы изменяют дочеловеческий ландшафт планеты. …В 1980 и 1990-х новые урбанисты обратили большинство прогрессистов в собственную ностальгию по эфемерным временам паропанка. Генетически модифицированная пища, которую такие либералы, как Франклин Рузвельт и Линдон Джонсон полагали  средством  накормить миллионы, пощадив при этом землю, была отвергнута прогрессистами, приверженцами наследного запеченного индюка и тыквы, которую ели еще Отцы Основатели.

Буш…Похожая интеллектуальная регрессия к инфантилизму имела место, с другой стороны, на излете двадцатого века. Между 1930-ми и 1970-ми консерватизм определялся сферой большого бизнеса. К 2000-му, национальная партия Республиканцев была запугана религиозными фанатиками. Ни один республиканский кандидат в президенты не поддержал легальные  аборты и не рискнул критиковать псевдонаучную «креационистскую» альтернативу эволюционной биологии. Отрицание биотехнологий, генной инженерии, модификации человеческого генома распространилось и на левых и на правых. Сначала президент от демократов, Джимми Картер, а затем республиканец Джордж Буш собирали голоса, провозглашая свое «перерождение в Иисусе» - то, чего ни один президент до 1970-го года не делал.

Кирк поцелуй

Лея Хан СолоЕсли был момент, когда культура просвещенной современности  в США свернула на болезненный путь романтического примитивизма, это был момент, когда в 1977 году был выпущен фильм «Звездные войны». Дитя 60-х, я вырос на оптимистическом мировоззрении, символом которого был «Звездный Путь», в котором планеты, развитые политически и технологически, присоединялись к Объединенной Федерации Планет, своего рода галактической Лиге Наций  или ООН. Впервые посмотрев «Звездные Войны», я был глубоко шокирован. Развитые, научно-ориентированные, всегалактические организации представлены плохими парнями, а положительные герои  словно пришли из Средневековья – наследственные принцы и принцессы, колдуны и  обезъянолюди. Аристократизм и племенные союзы торжествуют над бюрократическими системами. Технология – это плохо, магия – это хорошо.

…Темные Века, начавшиеся в 1970-х, продолжаются. Современные консерваторы, центристы и прогрессисты по большей части смотрятся регрессивно по стандартам середины 20-го века. …Религиозные консерваторы, утратив часть политического влияния, продолжают бороться против дарвинизма. В финансах консервативные «центристы» в Вашингтоне продолжают распространять одержимость сбалансированным бюджетом, что выглядит иррационально и примитивно не только для  Кейнса, но даже для британца 19-го века Уолтера Беджгота. …Ностальгический ветер тоски по фермерству, дизельпанку и романтике маленьких городков, дующий из верхов среднего класса, подпитывает их.»

Daniel Larison, представитель консерваторов, название  статьи которого было вынесено в заголовок данного материала  оппонирует Линду, в основном упирая на ограниченные возможности человеческой натуры и фактические исторические ляпы, допущенные Линдом, но меня вне спора двух кабинетных теоретиков, как треккера, заинтересовало вот что:  

D.L.:«…В случае Объединенной Федерации Планет  - попросту технократической утопической пост-политической фантазии… политика которой всегда поражала меня, как совершенно невероятная, малореалистичная даже по стандартам фантастики. Предполагается, что это галактический альянс с обширной армией, чья первоочередная цель -  исследование и поддержание мира, и которsq преодолел все социальные проблемы натиском технического прогресса. Даже если это был своего рода призыв к неким романтическим идеалистам, безо всякого понимания коррумпирующей сущности власти и ограниченности человеческой натуры – все равно малореалистично.»

 РодденберриСогласитесь, интересный виток развития традиционного спора  ЗВ  и СТ, «лайтнинга против фазера», утопистов и антиутопистов от футуризма. Чудесного, многообещающего спора, в котором невольно  или вольно участвовали все значимые фантасты 20-го века: имена Ефремова , Азимова, Желязны, Хайнлайна, Гаррисона,  Хаксли приходят на память первыми, но ведь их было на порядки больше.

Из комментариев к последней выдержке:

«Вы без сомнения в курсе, что создатель Трека, Джин Роденберри, был убежденным атеистом и гуманистом. Он верил  в то, что люди эволюционируют – не только физически, но психически и интеллектуально. Это означает, что он отбрасывал понятие первородного греха и ограниченных возможностей развития человеческой природы…»

Заинтересованных в обсуждении предмета приглашаем на форум сайта

By Gavrusssha

Категория: Обзоры | Добавил: ArhivST (23.01.2011)
Просмотров: 1178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход
Рекомендуем
Новая жизнь, новые звезды  Star Trek The Next Generation  Star Trek: Mirror Universe Если, №1, январь 2011 Фантастика, №1, май-август 2010 Полдень, XXI век. Журнал Бориса Стругацкого. Альманах, сентябрь 2009
Наш опрос
Чаще всего пересматриваю:
Всего ответов: 174
Чат
Команда
Поиск
TWITTER
Наши друзья
Перекресток - сайт по Supernatural
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0